Железная дорога
Карточная игра "железная дорога" пришла к нам из Франции. В Железную дорогу, или, как у нас принято называть сокращенно, Железку, могут играть двое, трое и так далее до бесконечности, но в клубах считается правильной игра, в которой участвуют 12 человек.
Правила игры "железная дорога"
Игра ведется полными колодами, по 52 карты, причем на каждого играющего должна приходиться одна колода. Когда колоды распечатаны, их по две или по три дают тасовать желающим из игроков, причем части перетасованных колод передаются другим, смешиваются с другими колодами и т. д., пока, по мнению большинства, все карты будут перемешаны достаточно основательно. Затем все карты кладут в общую стопку и один из игроков (обычно - правый сосед банкомета) совершает церемонию подрезывания.
Для этого стопку снимают, как обыкновенную колоду (иногда при снимании стопку делят на 3 части и потом накладывают их друг на друга так, чтобы вытянутая из середины часть очутилась внизу, нижняя - наверху, а бывшая верхняя - в середине. Затем карту, оказавшуюся наверху, боком всовывают в середину стопки, которая, таким образом, как бы разрезается на две части. Верхняя из этих частей переносится вниз, а карта, служившая для подрезывания, кладется под полученную готовую стопку, лицом вверх. В таком виде подрезанные карты считаются приготовленными для игры и кладутся на длинный лоточек продольными ребрами вниз, причем наружу они обращены рубашками вниз, а лицевыми сторонами - к служившей для подрезывания карте, которая ставится стоймя.
Так как свободно лежащие на лотке карты позволяют ловкому шулеру делать вольты, за последние годы стали входить в употребление особые машинки, в ящики которых вдвигаются приготовленные карты. Сильная пружина давит на карты таким образом, что у отверстия ящика всегда готова очередная карта, так что внутрь стопки нельзя сделать наладку. Но шулера прекрасно устраивают свои дела и с машинкой.
Метание и понт
Для игры в железку удобнее всего пользоваться круглым столом, за которым игроки садятся по картам. Отбирают по числу игроков карты, начиная с туза, каждый игрок выбирает себе одну, затем владелец туза садится на любое место, а слева от него садятся другие по старшинству полученных карт. Право метать в первую очередь принадлежит также обладателю туза, но метка всегда ведется согласно правилу, обязательному для всех. В железке высшей картой считается девятка. Туз ценится в одно очко, а король, дама, валет и десятка не имеют никакой стоимости и называются жиром. Игра очень несложна.
Банкомет выставляет какую-нибудь сумму, например, 1 рубль. После этого его левый сосед перед собой кладет сумму, которой он хочет рисковать. Ему предоставляется право покрыть всю ставку банкомета, но это делается лишь в исключительных случаях, так как, сразу покрывая банк, игрок тем самым отнимает у других партнеров возможность участвовать в игре. Предположим, что левый сосед банкомета идет на 20 коп. Его левый сосед назначает 15 коп., третий 5 коп. и т. д. За очень редкими исключениями ставка банкомета покрывается понтирующими игроками сполна, если же часть суммы остается непокрытой, то банкомет снимает излишек и громко объявляет, что в банке столько-то.
После того как ставка банкомета покрыта понтами или уменьшена соответственно сумма всех понтов, банкомет объявляет: "Заметано". Что равносильно возгласу рулеточных крупье и означает, что больше никакие ставки не принимаются. Затем банкомет, не дотрагиваясь до других карт, одним указательным пальцем правой руки сдвигает верхнюю карту с лежащей приготовленной стойки колод и сдает ее игроку, имеющему право вести игру. Это право принадлежит тому из играющих, кто назначает самую крупную ставку из всех партнеров, независимо от того, где он сидит. Дав первую карту этому игроку, банкомет следующую карту придвигает себе, потом очередная, третья, карта поступает тому же игроку, а четвертая - банкомету. Таким образом, у банкомета и старшего понтера оказываются по две карты. При этом безусловно необходимо, чтобы оба не видели ни одной из карт, полученных противником.
Банкомет и понтер смотрят свои карты. Если у одного из них оказывается 8 или 9 очков, он открывает карты и считается выигравшим. 8 или 9 очков могут составиться из двух комбинаций:
- • одна карта - восьмерка или девятка, а другая - жир, т. е. фигура или десятка;
- • 8 или 9 образуются из суммы очков обеих карт: например, из тройки и шестерки, туза и семерки, пятерки и четверки и т. д.
Но нередко случается, что девятка или восьмерка одновременно оказываются у обоих получивших карты. Такое совпадение называется "en carte". Оба бросают карты, и метка продолжается. Если у понтера карты плохие, т. е. на обеих вместе не более пяти очков, он говорит: "Покупаю". После этого банкомет дает ему еще одну карту, очередную из стойки. Имея на руках 6 или 7 очков, покупать рискованно, потому что можно купить карту, которая приведет к проигрышу. Счет очков ведется так, что десятки всегда отбрасываются как жир. Таким образом, может получиться следующая неприятная комбинация: имея на руках 6 очков, мы прикупаем четверку, и у нас получается 10 очков, т. е. чистый жир. Прикупив пятерку, мы имеем вместо прежних шести очков всего одно, так как из образовавшихся одиннадцати 10 откидываются как жир и т. д.
Поэтому, имея 6 или 7 очков, следует отказаться от прикупа и заявить "свои". Если у банкомета нет готовых восьми или девяти очков, он по требованию понтера обязан дать ему прикуп, но сам может не прикупать. Многие игроки не прикупают, имея на руках всего пятерку, но они идут на большой риск, потому что в случае проигрыша такой игрок обязан заплатить ставки всех остальных партнеров, за которых он, как старший, вел игру.
Банкомет, конечно, может поступать по своему усмотрению, так как он рискует только своей ставкой. К жиру, одному, двум, трем и четырем очкам надо прикупать в любом случае. Выигрывает тот, у кого после прикупов, заявок "свои" или открытия карт окажется большее число очков.
Если один из играющих открыл карты, имея 8 или 9 очков, игра считается оконченной и его противник не имеет права на прикуп. С семью очками карты не открывают. Карты, побывавшие в руках игроков, бросают в особый ящик. Когда израсходована вся приготовленная стопка, отыгранные карты распределяются между всеми игроками и повторяется тасование и подрезывание. Право метания или держания банка переходит от одного игрока к другому по очереди, к левому соседу банкомета, однако, бывают исключения, обусловленные денежными расчетами.
Ставки со стороны
Как уже было упомянуто, предельным числом игроков в железку для одного стола установлено в 12 человек. Но (особенно в клубах) часто случается, что желающих играть больше, чем двенадцать, и в то же время слишком мало, чтобы заполнить второй стол. Наконец, многие и не ходят садиться за стол, где им придется платить за карты и, кроме того, они обязаны держать очередной банк. Такие игроки делают ставки со стороны.
Сидящие игроки их не особенно долюбливают, так как среди этих посторонних нередко встречаются сомнительные элементы, близки к шулерам и вполне заслуживающие кличку "арапов", но с ними мирятся, как с почти неизбежным злом, как бы узаконенным клубными обычаями. Со стороны ставка допускается лишь с согласия игроков, между которыми на стол кладутся деньги, причем преимущество, конечно имеют сидящие. Сторонний игрок может, по соглашению с банкометом, вложить деньги в банк.
Ставки со стороны во всех отношениях подчиняются общим правилам железки, но сами сторонние игроки лишены всякого права активного вмешательства в игру. Если кто-либо из них даже поставит в понт самую крупную сумму, игру ведет все-таки не он, а поставивший наибольшую сумму из числа полноправных игроков, сидящих за столом.
Сторонний игрок не может ни метать, ни покупать банк, но ему предоставляется право до метки брать из банка сумму, пропорциональную его участию в нем.
Например, если банк начался с 10 рублей, из которых 3 были даны со стороны, и банкомет побил 3 карты, то в банке стоят 80 рублей. Банкомет хочет метать в четвертый раз. Тогда игрок со стороны, не желая далее рисковать, требует свою долю и получает 80*0,3=24 рубля, и банкомет продолжает игру уже за собственный счет с 56 рублей, или же докладывает вынутые 24 рубля из своего кармана.
Впрочем, последнее случается редко, так как существует суеверная примета, по которой не следует отдавать деньги со стола, т. е. не из банка, на сторону. Каждый игрок, не исключая банкомета, может встать из-за стола в любой момент.